В России заболеваниями крови страдает около 1,5 миллионов человек

Гематологи заявили о необходимости создания отдельной программы по гематологии
За пять лет число пациентов с опухолевыми болезнями крови выросло на 20%, а с неопухолевыми - на 18%. Это говорит об улучшении выявления этих грозных заболеваний - благодаря федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями". Несмотря на рост числа больных, качество медицинской помощи им улучшилось: на 20% выросло количество пациентов с 5-летней выживаемостью и на 18,3% уменьшилась госпитальная смертность. Создание в России отдельной государственной программы по гематологии позволит вывести ее на новый уровень. Об этом говорили участники форума "Гематологическая служба в контексте приоритетов национального здравоохранения: Открытый диалог", завершившегося в Москве.
РИА Новости

Данные о количестве пациентов с заболеваниями крови привела генеральный директор "НМИЦ гематологии", главный внештатный специалист гематолог Минздрава России Елена Паровичникова. Две трети больных (65%) страдают неопухолевыми заболеваниями - это анемии, коагулопатии и др., число таких пациентов в 2023 году достигло 1,22 млн человек. Каждый третий случай в структуре заболеваний крови (35%) - это опухолевые патологии, злокачественные новообразования, такие как неходжскинские лимфомы, лейкозы, миеломы и др. Сейчас в России зарегистрировано почти 284 тысячи пациентов этой группы. За пять лет существования федерального проекта по борьбе с онкозаболеваниями гематологическая служба стала работать эффективнее: заболевания крови раньше выявляют и лучше лечат. Финансирование медицинской помощи таким пациентам увеличилось в 1,5 раза с 2019 года, и "вложенные деньги работают исключительно эффективно", - считает Елена Паровичникова.

Благодаря усилению диагностики количество больных с подтвержденным диагнозом выросло, однако увеличилась и пятилетняя выживаемость - на 20%, а смертность в гематологических отделениях снизилась на 18%.

Однако растущее число больных онкогематологическими заболеваниями требует дополнительной заботы и государственных мер в развитии гематологической службы. "Проблема может быть решена с помощью создания отдельной федеральной программы по борьбе с онкогематологическими заболеваниями по аналогии с успешно работающими сердечно-сосудистой и онкопрограммами", - отметил президент "НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева" Минздрава России, член комитета Госдумы по охране здоровья, академик РАН Александр Румянцев.

Одна из самых острых проблем - подготовка врачей-гематологов, которых сегодня в российском здравоохранении явно не достает. Как подчеркнул врач-гематолог Областной клинической больницы Ярославской области, главный внештатный специалист-гематолог региона Валерий Лапин, недостаток специалистов особенно ощущается в регионах, а национальная программа помогла бы решить кадровую проблему.

Однако важно не только готовить новых врачей (в том числе за счет целевого набора студентов), но также разработать систему мер, которая бы "закрепила" молодых специалистов, чтобы они не уходили из государственного здравоохранения, а продолжали работать по специальности. Как напомнил зампредседателя комитета Госдумы РФ по охране здоровья Алексей Куринный, неравенство зарплат врачей в разных регионах - это серьезный барьер, который препятствует выравниванию качества медицинской помощи. Сегодня зарплаты врачей в разных регионах могут отличаться в 3-4 раза.

"В онкогематологии и гематологии в целом небольшое число специалистов, причем это высококлассные специалисты. Это те люди, которых надо долго готовить, которых надо удержать на рабочем месте, а для этого нужен достойный уровень заработной платы, для этого не должно быть дифференциации, ну и, естественно, не должно быть огромных перегрузок. К сожалению, есть ситуации, когда на весь регион остается 3-4 гематолога", - пояснил Алексей Куринный.

Не менее остро стоит и проблема с доступностью лекарственной терапии. Некоторые онкогематологические заболевания включены в перечень ВЗН (высокозатратных нозологий), и закупаются за счет федерального бюджета. Это, например, препараты на основе моноклональных антител для терапии миеломы и лимфолейкоза. При этом последние три года выделение средств по программе ВЗН сокращается. В некоторых регионах лекарства закупают за счет местных бюджетов, а также на средства ОМС - для лечения больных в дневных стационарах. Но в результате наличия нескольких источников финансирования картина размывается, затрудняется прогнозирование по необходимым объемам закупок. Сделать процесс планирования и закупок необходимых препаратов в достаточном количестве более прозрачным и эффективным могло бы введение единой системы лекарственного обеспечения, отметили участники форума.

В 2024 году 20 регионов закупили 50% всех инновационных препаратов, сообщил начальник отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и обращения медицинских изделий в субъектах РФ НМИЦ гематологии Олег Шухов. С другой стороны, нередко таблетированные препараты, которые пациенты должны получать в рамках региональной льготы, закупаются на средства ОМС. Например, 30% таргетных препаратов для терапии хронического миелолейкоза в 2022-2023 году были закуплены через дневной стационар. В связи с этим часть препаратов в 2025 году были исключены из перечня дневного стационара. В 2024 году 20 регионов закупили 50% всех инновационных препаратов, сообщил начальник отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и обращения медицинских изделий в субъектах РФ НМИЦ гематологии Олег Шухов. С другой стороны, нередко таблетированные препараты, которые пациенты должны получать в рамках региональной льготы, закупаются на средства ОМС. Например, 30% таргетных препаратов для терапии хронического миелолейкоза в 2022-2023 году были закуплены через дневной стационар. В связи с этим часть препаратов в 2025 году были исключены из перечня дневного стационара.